Аутизм у детей. Признаки, тест на аутизм. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в обществе

Общий рейтинг статьи/Оценить статью
[Всего голосов: 2 Общая оценка статьи: 5]

Аутизм – это заболевание, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга и нервной системы. В результате у ребенка формируется необычное, странное поведение, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми. Для того, чтобы адаптироваться в обществе, ребенку с аутизмом необходимо пройти большой и нелегкий путь обучения, а взрослым важно его поддержать и помочь. Дело в том, что, не смотря на актуальность проблемы (примерно 1 ребенок из 60 страдает аутизмом), мы все еще знаем о заболевании очень мало. И наша некомпетентность может только навредить. Давайте исправим это досадное недоразумение и узнаем, что известно медицине об аутизме и какие еще открытия предстоит сделать.

Немного истории изучения аутизма

Первые упоминания об аутизме опубликованы в 1943 году американским врачом австро-венгерского происхождения Лео Каннером. В своем труде “Аутистические расстройства эмоционального контакта” он изложил результаты своих многолетних наблюдений за детьми, имеющими схожие поведенческие особенности – замкнутость, избегание сверстников, однообразные движения и игры, хорошая память и другие. Каннер впервые предположил, что такие дети приходят в мир с врожденной неспособностью наладить контакт с окружающими людьми.

В следующем году мир увидела статья австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера “Аутичная психопатия в детстве”, где доктор описывает необычные особенности таких детей. Нежелание социального общения, ограниченная речь (правильная, но очень скудная), странная мимика и жесты, и при этом наличие нормального интеллекта.

Аутизм выделен в отдельное заболевание в 1980 году. При этом болезнь нельзя назвать молодой, просто раньше аутизм считался одной из форм шизофрении. Выделение этого заболевания в отдельную единицу явилось настоящим прорывом в психиатрии и позволило сформировать представление об этом недуге, классифицировать его и сформулировать диагностические признаки аутизма. Однако на сегодняшний день многое все еще остается за гранью понимания.

Работы Каннера и Аспергера на несколько десятилетий были практически забыты, и возродились только в 1981 году. Английский психиатр Лорна Винг изучив работы врачей, предложила назвать их именами синдромы, характеризующиеся описанными признаками. Так появились синдром Аспергера и синдром Каннера.

Так как причины аутизма были не ясны, ученые принялись выдвигать различные предположения. В 1950 — 1960х годах очень популярной была теория недостатка родительской любви, от чего маленькие дети, не найдя поддержки и отзывчивости во внешнем мире якобы вынуждены были “уходить в себя”. Теория “холодных матерей” имела большой резонанс в обществе, вызвала немало негатива и переживаний. Позже выяснилось, что никакого отношения к аутизму эта теория не имеет.

Дальнейшие исследования доказали, что субстратом заболевания является головной мозг, который при аутизме обрабатывает информацию, полученную от органов чувств несколько иначе, чем в норме. Почему так происходит, мы поговорим дальше.

Сейчас развитие знаний об аутизме идет семимильными шагами. Проводятся широкомасштабные исследования причин и методов лечения этого заболевания. Об успехах говорить еще рано, но перспективы очевидны.

Причины аутизма

Причины аутизма

Причиной аутизма является поломка генов. То есть ребенок появляется на свет с определенными генными мутациями, которые впоследствии приводят к появлению болезни. А вот степень проявления симптомов зависят от многих факторов, таких как:

  • Социальная среда – в первую очередь атмосфера в семье.
  • Своевременное выявление симптомов и начало корректирующей терапии.
  • Продукты питания – некоторые пищевые добавки усугубляют течение заболевания.
  • Прием некоторых медикаментов (например, противосудорожных препаратов) во время беременности, родовые травмы, недоношенность, малый вес при рождении.
Генетика в 90% случаев является причиной развития аутизма. Единственной негенетической причиной аутизма, изученной на сегодняшний день, является краснуха, перенесенная во время беременности. Примерно у трети женщин, переболевших краснухой, рождаются дети с аутизмом.

Почти половина случаев аутизма вызвана мутацией генов первого поколения. Это значит, что мутация по какой-то причине возникла у ребенка, а у родителей ее нет.

В настоящее время обнаружено более 239 генов, поломка которых приводит к аутизму. Но судя по всему их больше. Поэтому продолжают проводиться исследования в этом направлении. Этот вопрос является основополагающим в изучении болезни. Ведь без понимания механизмов развития заболевания, невозможно разработать действенные методы профилактики и лечения аутизма.

Взаимосвязь аутизма и прививок

В последние годы часть общества ополчилась против прививок. Противники вакцинации находят все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. Несколько лет назад активно культивировалась теория связи аутизма и прививок. Дело в том, что общепринятый календарь вакцинации совпадает с проявлением первых симптомов болезни. И поскольку аутизм является загадочной болезнью, ведь до сих пор точно не известны его причины, удобно было обвинить во всем плановые прививки. Однако научные исследования опровергли эту теорию, доказав ее несостоятельность.

Справедливости ради стоит отметить, что в редких случаях прививки вызывают неврологические нарушения, но к аутизму они точно не имеют никакого отношения. Как говорится, это уже совсем другая история.

Взаимосвязь глютена и аутизма

Существует теория, которая гласит, что продукты с глютеном могут привести к развитию аутизма. Глютен – это клейковина, которая содержится в четырех злаках – рожь, овес, пшеница и ячмень. При определенных условиях клейковина склеивает ворсинки кишечника, блокируя всасывание питательных веществ, в том числе образование и поглощения витаминов группы В. В результате нервная ткань не получает необходимые для функционирования и формирования вещества, что приводит к ряду неврологических нарушений.

На сегодняшний день теория зависимости аутизма и глютеновой пищи остается на уровне предположений. Не подтвердилось также заявление о том, что безглютеновая диета облегчает симптомы аутизма. Если бы все было так просто, то болезнь легко поддавалась бы коррекции. К сожалению, на практике этого не происходит.

Признаки аутизма

Аутизм – это целый комплекс симптомов, которые можно объединить в две группы:

  • Нарушение социального взаимодействия
  • Повторяющееся поведение

Психологические нарушения при аутизме на медицинском языке называются расстройствами аутистического спектра или сокращенно РАС.

Признаки аутизма

Рассмотрим наиболее характерные признаки аутизма:

Эмоции

  • Скудные, не всегда соответствуют происходящему. Например, прикосновения мамы вызывают слезы и агрессию, а физическая травма — бурный смех.
  • Дети с аутизмом могут избирательно игнорировать обращенную к ним речь. Иногда складывается впечатление, что ребенок просто глухой.

Речь

  • Чаще медленная, формальная. Односложные ответы или неуместное повторение сказанного взрослыми. Бывает так, что речь не связана с происходящими событиями.
  • Не способны вести диалог, задавать вопросы, слушать собеседника.
  • В 60% случаев дети с аутизмом страдают расстройствами речи, связанными с нарушениями координации структур, участвующих в ее формировании — языка, нижней челюсти и губ. Поэтому речь может быть невнятной и непонятной для окружающих.
  • Иногда ребенок говорит о себе в третьем лице – “Маша покушала и идет гулять”.

Мимика

  • Гримасы — вычурная мимика, не соответствующая внутренним переживаниям. Чаще всего гримасы появляются в тот момент, когда ребенок находится в полном одиночестве.

Реакция на раздражители

  • Избегают зрительный контакт, не смотрят в глаза.
  • Боятся яркого света и незнакомых звуков. Иногда самые обычные раздражители – шум кипящего чайника, звонок телефона, горящая лампочка вызывают тревогу и беспокойство.
  • Способны обработать ограниченное количество информации.
  • Фиксируют и запоминают информацию по кусочкам – запаху, звуку, цвету, голосу, манере движений, мимики. При этом не воспринимают предмет или человека целиком. Ребенок может не узнать бабушку, которая вчера была в одном платье, а сегодня пришла в новом.
  • Для адаптации к новым раздражителям нужно много времени.

Поведение

  • Детям с аутизмом характерны стереотипные движения. Они долго могут сидеть раскачиваясь, крутить пальцами перед глазами и совершать другие однотипные, часто повторяющиеся и бессмысленные движения.
  • Такой ребенок любит распорядок дня, точные алгоритмы и маршруты передвижений. Ему сложно пойти гулять в незнакомый парк, даже держа маму за руку. Иногда невозможно уговорить ребенка пойти гулять в другой одежде, потому что он согласен выйти на улицу только в конкретной футболке.
  • Для некоторых детей с аутизмом характерна повышенная подвижность – гиперкинез. Ребенок не может усидеть на месте и вынужден постоянно двигаться.

Взаимоотношения с окружающими

  • Дети с аутизмом любят одиночество. Они избегают людей.
  • Нет интереса к сверстникам, отсутствует желание общения и совместной игры.
  • Взаимоотношения с мамой могут сложиться по-разному – от абсолютной холодности до чрезмерной привязанности.
  • Могут проявлять агрессию по отношению к окружающим. При чем вовсе не обязательно она будет осмысленной. Например, ребенку понравилась чужая игрушка. Он без колебаний может оттолкнуть ее хозяина, для того чтобы достичь заветной цели. Крики и слезы обиженного малыша на ребенка с аутизмом как правило не действуют.

Манера игры

  • Фокусируют свое внимание на детали предмета и не обращают внимания на предмет целиком.
  • Раскладывают игрушки друг за другом в определенной последовательности.
  • Необычный игровой материал. Могут выбрать для игры любые непредназначенные для этого предметы. Некоторые врачи отмечают, что у детей с аутизмом отсутствует воображение. С этим утверждением можно поспорить. Скорее всего, воображение все же присутствует, но оно необычное – такие дети могут часами играть какими-то палочками, камнями, вешалками для одежды, пребывая в своем особенном мире.
  • Отсутствует желание играть со сверстниками. Отсутствует заинтересованность в беседе и совместных действиях.

Интеллект

  • У трети детей с аутизмом интеллект в норме, и приблизительно у такого же количества выше среднего, что дает им возможность учиться в общеобразовательных школах и впоследствии занять свое место в обществе.
  • У 40% детей с аутизмом уровень IQ ниже среднего, что усложняет процесс адаптации.

Симптомы и их сочетание у детей с аутизмом могут быть самыми разнообразными. Проанализировав манеру поведения своего ребенка, близкие люди могут предположить наличие заболевания, что является поводом для обращения к специалисту. Занимаются проблемами аутизма детские психиатры и психологи. О роли этих специалистов в выявлении диагноза и коррекции проявлений аутизма мы поговорим дальше.

Портрет ребенка с аутизмом

Нам сложно понять, как живет и что чувствует ребенок с аутизмом, потому что у нас совершенно иная манера восприятия. Головной мозг таких детей может воспринимать гораздо больше информации чем мы, но при этом совершенно иначе ее обрабатывать. Представьте, что весь окружающий мир состоит из несвязанных между собой фрагментов – картинок, музыки, речи, запахов и т.д. Все вокруг разрозненное, и в силу вашего восприятия невозможно определить причинно-следственную связь.

Для обычного ребенка поход с мамой на новую детскую площадку – это радость. Он видит привычные предметы – горки, качели, песочницу и знает, как этим пользоваться. А еще вокруг много малышей, с которыми будет интересно. Он даже не сомневается в том, что весело проведет время. А для ребенка с аутизмом – это настоящий стресс, ведь ему неизвестны правила игры. Все незнакомое, чужое, а значит пугающее. Он и себя не воспринимает как единое целое, что уже говорить о других предметах и людях! Единственный выход – не общаться и избегать.

Портрет аутиста

Бывает так, что ребенок до года – полутора лет развивается вполне нормально – ходит, говорит, общается с другими детьми. И вдруг по неведомой причине происходит регресс – пропадает речь, появляется “стеснительность”, замкнутость, стереотипные движения и другие симптомы аутизма. К сожалению, болезнь может развиваться и таким образом. Может это другая форма аутизма и ее впоследствии выделят в отдельное заболевание. Ученые работают над этим.

К какому специалисту обратиться при подозрении заболевания?

Важный вопрос – куда бежать после того, как вы заподозрили у ребенка какие-либо психологические нарушения? К сожалению, далеко не каждый педиатр осведомлен в вопросах аутизма, и понимает, как его правильно диагностировать для начала. Хотя есть различные тесты на поведенческие нарушения, которые широко применяются в цивилизованных странах и позволяют определить различные расстройства у детей 1,5-2 лет. У нас о таких вещах многие даже не слышали.

Лучше не терять время и обратиться к детскому психиатру (не психологу!). Специалист определит наличие нарушений и при необходимости направит к неврологу или сурдологу для проверки слуха и исключения неврологических заболеваний. После того, как диагноз поставлен и зафиксирован в медицинской документации вы можете принять решение – либо остаетесь под наблюдением у психиатра, либо обращаетесь к психологу. Почему следует соблюдать такой алгоритм? Дело в том, что только психиатр имеет право поставить диагноз “аутизм” и дать рекомендации для возможности посещать детский коллектив и способа обучения. В противном случае вас могут не принять в школу или в детский сад.

Если отбросить вопросы бюрократии, то немаловажным фактом является квалификация специалиста. Психиатр – это врач, то есть человек с высшим медицинским образованием, а психолог – далеко не всегда. Он может вам помочь на этапе коррекции, провести ряд занятий, помочь родителям разобраться в проблеме и научиться понимать ребенка. Но ваше взаимодействие с официальной медициной возможно только через психиатра. Это оформление справок, документов по инвалидности, направление к другим специалистам и другие важные моменты.

Как правило, родители отмечают первые симптомы аутизма в возрасте 1,5-2 лет. Зачастую, они не придают им значения, списывая все на стеснительность и другие особенности характера. Опытный специалист может определить нарушения даже в 3 месяца. Поэтому не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы. Это позволит определить симптомы и начать с ними работать. Чем раньше вы это сделаете – тем лучше.

Диагностические критерии аутизма

Сложность диагностики аутизма заключается в том, что заболевание не имеет биологических маркеров. То есть его невозможно определить на основании анализа крови, мочи, компьютерной томографии или УЗИ. В некоторых случаях помогает определиться генетический анализ, но поскольку расшифрованы далеко не все генетические мутации, чаще всего этот метод диагностики не будет информативным. Иногда электроэнцефалография выявляет патологию височной доли, у части больных повышен уровень серотонина в крови. Но это опять-таки косвенные признаки, на основании которых не поставят диагноз.

На сегодняшний день разработаны методики сканирования головного мозга, которые могут в ряде случаев определить аутизм у детей старше 2х лет. Это дорогостоящие процедуры, которые пока не могут использоваться в клинической практике. Ученые ищут возможность сделать исследование более удобным и доступным, а также найти способы ранней диагностики аутизма у детей младше 1 года.

В помощь специалистам существуют специальные диагностические критерии аутизма. Это по сути поведенческие признаки, наличие или отсутствие которых помогает поставить диагноз и определить степень тяжести болезни. Диагностика аутизма сводится к сбору анамнеза, поэтому будьте готовы ответить на вопросы психиатра. Как ребенок себя ведет, как играет, с чем связаны перемены его настроения, говорит или нет, взаимодействует ли со сверстниками и так далее.

Для родителей есть несложный тест M-CHAT-R, разработанный в Испании. Он позволяет определить возможный риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев. Он состоит из 20 вопросов, на которые нужно ответить родителям. Тест не займет много времени, и поможет узнать стоит вам беспокоиться или нет.

Тест на аутизм

При среднем и высоком риске вам следует обратиться к специалисту, который поможет вам разобраться с проблемой. Возможно, все не так уж и печально. Есть немало случаев, когда ребенок был замкнут в детстве, поздно и с трудом научился говорить, плохо контактировал со сверстниками, а в итоге оказался совершенно нормальным человеком. Кстати, именно по этой причине диагноз “аутизм” до 3х лет не ставят.

2 апреля – всемирный день распространения информации об аутизме

Представьте, насколько глобальной и важной является проблема аутизма, что именно ООН в 2008 предложила выделить особый день для обсуждения и раскрытия этого заболевания! Это касается каждого человека без исключения. Мы должны понимать суть аутизма и знать, как себя вести с такими детьми и взрослыми для того, чтобы помочь им адаптироваться в обществе.

2 апреля проводится ряд мероприятий – специализированные конференции и семинары для врачей, где коллеги делятся опытом и обсуждают новые исследования, методы диагностики, классификацию и прочие моменты, которые необходимы в практике. Также выпускаются информационные буклеты, статьи и проводятся лекции для родственников больных аутизмом, и просто небезразличных людей.

Поскольку далеко не все родители соглашаются отдать ребенка с аутизмом в специализированные детские учреждения, инклюзивный ребенок вполне может оказаться в общеобразовательной школе. Это хорошо для всех. Дети с аутизмом, как правило, лучше адаптируются в обществе, привыкают к другой обстановке и коллективу. А другие дети учатся правильно себя вести с людьми не похожими на себя. Полезная практика. При этом, очень важно в правильной форме рассказать детям о болезни и о том, что можно и чего нельзя делать с таким ребенком.

Методы коррекции аутизма

Давайте сразу определимся – лечения аутизма на сегодняшний день нет. Различные шарлатаны, которые с удовольствием наживаются на людской беде, предложат вам чудо-приборы и не менее волшебные биодобавки и лекарства. Мы не будим их разбирать, потому что с точки зрения практической медицины – все это звучит как бред. Будьте внимательны и не теряйте драгоценное время.

Есть и хорошая новость. Аутизм поддается коррекции. И чем раньше вы ее начнете – тем больше у вас шансов. Если у вашего ребенка при этом есть речь и сохранен интеллект, то шансов еще больше.

Еще один важный момент. Мы уже знаем, что субстратом аутизма является головной мозг. К сожалению, пока еще никто толком не может объяснить какие же процессы лежат в основе заболевания. Это сложно ввиду разнообразия клинической картины. У одних преобладает торможение, у других возбуждение. Одни дети тихие и замкнутые, другие проявляют агрессию по отношению к себе и окружающим. При яркой клинике врач может назначить глицин, психотропные и седативные препараты. Они не вылечат аутизм, но откорректируют поведение ребенка.

Существуют различные методики коррекции нарушений при аутизме. Их можно условно разделить на поведенческие и игровые. Универсального метода нет. Поэтому вам возможно придется применить несколько из них. Раз в 3 месяца проводится обследование ребенка для того чтобы понять работает методика или нет.

Мы разберем одну из методик с научно доказанной эффективностью АВА (прикладной поведенческий анализ). Цель метода – в первую очередь научить человека с аутизмом обслуживать себя. Это актуально, потому что такие дети могут не понимать, что перед едой нужно мыть руки, для того чтобы поесть нужно сесть за стол, пользоваться ложкой и так далее. Для закрепления полученного навыка автор методики предлагает поощрение – приятные слова, сладости, игрушку и т.д.

В зависимости от того, какие навыки отсутствуют у ребенка, специалист по АВА терапии составит индивидуальную программу. Важное внимание уделяют искоренению ненужных привычек – например громко кричать в общественном месте, или бегать из угла в угол. Это тоже достигаются путем поощрений и наказаний.

Некоторые специалисты критикуют методику АВА и другие методики похожие на нее, так как такая дрессура хоть и позволяет закрепить полезные навыки, принятые в обществе, но не дает возможности развиваться, обучаться. Для детей дошкольного возраста, да и младшего школьного тоже, нужна игра. Благодаря игровым навыкам развивается мышление, воображение, речь, счет, эмоции, понимание взаимоотношений в обществе и другие важные характеристики. Поэтому в последнее время практикуют поведенческие методики вместе с игровыми. Или ограничиваются только игровыми методами. Как правило, результат получается намного лучший, чем использование только АВА метода.

Правила поведения родителей с ребенком – аутистом:

  • Сделать так, чтобы ежедневные действия были предсказуемы. Это своего рода рутинный распорядок дня. Проснуться, убрать кровать, одеться, умыться, позавтракать и т.д. – все должно быть в определенной последовательности и в одно и то же время. Все четко и предсказуемо. Ребенку в таком режим комфортно.
  • Изменения внедрять постепенно и медленно. Вам придется очень долго объяснять, что скоро к нам в гости приедет знакомая, привезет подарки. Нужно рассказать о ней максимально подробно и желательно показать ее фото.
  • Нужно уметь распознавать признаки сенсорной перегрузки и вовремя предупреждать изменения настроения.
  • Свести к минимуму количество и интенсивность раздражающих стимулов – громкие звуки, яркие предметы, незнакомые люди и т.д.
  • Говорить медленно и четко. Детям с аутизмом нужно больше времени для обработки информации.

Коррекция поведения ребенка с аутизмом – это достаточно сложная задача. Поэтому не отчаивайтесь если что-то не будет получаться. Ваши усилия рано или поздно принесут свои плоды. Будьте готовы к тому, что заниматься с ребенком придется не менее 5 часов в день. Вряд ли вы найдете специалиста, который будет посвящать вам столько времени. А это значит, что многое придется делать самому. Родителям детей с аутизмом нужно пожелать успехов в нелегком труде.

Пусть ваши дети никогда не болеют!

4 комментария к “Аутизм у детей. Признаки, тест на аутизм. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в обществе”

  1. Правильно вы написали, что не все родители способны определить, что происходит с ребенком. О такой болезни некоторые вообще не знают. Скудная информация. Да и молодежь сейчас мало интересуются подобными вещами.

    1. Дело в том, что пока эта проблема не придет в дом, то всем нам кажется, что это нас не коснется. А потом теряем время вместо того, чтобы над этим работать

  2. Почему-то в последнее время деток аутистов стало больше (по моим личным наблюдением). Возможно, раньше этот факт просто замалчивали, а теперь информации больше в открытом доступе. Уже не первый задаюсь этим вопросом.

    1. Вы правы, появилось больше информации о болезни и методах диагностики заболевания. Многие родители и врачи уже имеют представление об аутизме. Раньше эти симптомы списывались на особенности характера или другие психиатрические болезни, к которым аутизм не имеет никакого отношения, как вы понимаете.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *